Сура 72, Аль-Джинн (Джинны)

Материал из Коран

(Перенаправлено с Сура Аль-Джинн)
Перейти к: навигация, поиск
Арабский текст
Перевод И. Ю. Крачковского
Что говорит Библия
Толкование

قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا

1. Скажи: «Открыто мне, что слушал сонм джиннов, и сказали они: „Поистине, слышали мы Коран дивный!

"Упоминание об изгнании Мухаммедом демонов нет. При этом в Коране говорится о том, что джинны (или демоны) пришли послушать Мухаммеда, когда он читал Коран Сура 72:1).
Далее в этой суре говорится о том, что некоторые из джиннов приняли ислам и стали мусульманами (см. Сура 72:14). Когда Мухаммед начал молиться, они окружили его, чтобы послушать (см. Сура 72:19). Итак, мы видим, что отношения между Мухаммедом и де- монами во многом отличаются от тех отношений, которые были у Иисуса с демонами! Тем не менее, у нас есть пример того, как женщина при- шла к Мухаммеду и просила у него помощи в очищении от демонов.
«Женщина-мусульманка пришла к нему и сказала: «Нечистые — демоны — завладели мною и мучают меня. Мухаммед ответил: «Если ты будешь терпелива в борьбе своей, то предстанешь в Судный День перед Аллахом безгрешной и не будет наказания тебе». Она
сказала: «Я клянусь именем Того, Кто послал тебя, что буду терпелива до того дня, когда увижу Аллаха, но я боюсь, что этот демон придет и заставит меня сорвать с себя одежду (на людях) и {так я согрешу}. И тогда Мухаммед сказал ей: «Каждый раз, когда ты чувствуешь присутствие демона, ступай к Аль-Каабе, и оберни себя тканью, покрывающей Черный камень. Сказав это, Мухаммед помолился за нее».
Давайте подумаем, что Мухаммед предложил этой женщине. Он не изгнал демона из нее! Вместо этого посоветовал терпеть его присутствие. Он сказал, что она может получить облегчение, сходив к Черному Камню в Аль-Каабе. Этот совет Мухаммеда, в принципе, противоречит учению в Коране:
«А если постигнет тебя от Шайтана (сатаны) какое- нибудь наваждение, то ищи убежища у Аллаха: ведь Он — слышащий, ведающий!» (Сура 7:200).
Мы можем сделать вывод, что Мухаммед не представлял себя способным изгонять демонов.
Иисус Когда Иисус встретил человека, одержимого демонами, Он велел демонам выйти из тела человека. Хорошим примером может служить история о двух сумасшедших и Иисусе, Который встретил их, бродящими вокруг гробов, в районе Гадары. Бесноватые были настолько свирепы, что люди боя- лись ходить в ту сторону. Демоны, сидящие в одержимых, просили Иисуса: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». Иисус сказал им: «Идите!», — и демоны вышли из людей» (см. Матфея 8:28-34; Инж., Мат. 8:28-34). Другие примеры изгнания Иисусом бесов следующие:
● человек в синагоге (см. Марка 1:23-28; Луки 4:33- 37; Инж., Мар., Лук.); ● слепой и немой человек (см. Матфея 12:22; Инж., Мат.); ● немой человек (см. Матфея 9:22-34; Инж., Мат.); ● дочь хананеянки (см. Матфея 15:21-28; Марка 7:24:30; Инж., Мат., Мар.); ● мальчик, страдавший припадками (см. Матфея 17:14-21; Марка 9:14-30; Луки 9:37-43; Инж., Мат., Мар., Лук.).
Вдобавок к этим необычным историям, в Евангелии упоминается о том, что Иисус часто изгонял бесов, когда люди приходили к Нему за помощью (см. Матфея 4:24; 8:16; Марка 1:34, 39; Инж., Мат., Мар.). Иисус говорил, что Он изгонял демонов силой Божьей (см. Луки 11:14-28; Инж., Лук. 11:14-28)."
(Марк А. Гэбриел "Иисус и Мухаммед")

يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا

2. Он ведёт к прямому пути. И уверовали мы в него, и никогда не предадим мы нашему Господу никого.



وَأَنَّهُ تَعَالَى جَدُّ رَبِّنَا مَا اتَّخَذَ صَاحِبَةً وَلَا وَلَدًا 3. И Он — да превознесено будет достоинство Господа нашего! — не брал Себе ни подруги, ни ребёнка. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;
ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.
Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он
(Ис.54:1-5)
"Мусульманин: Коран вполне определенно отрицает богосыновство Иисуса Христа. Он был всего лишь пророком, подобным тем, что жили и пророчествовали до Него. Если Иисус — Сын Божий, то кто тогда жена Бога? Вы произносите великую хулу на Аллаха.

То, что для христиан является основанием их учения — Иисус Христос есть Сын Божий, единственный, Кто может спасти их от греха и привести на небо, — для мусульман одно из величайших выражений неверия, которое, вероятно, больше чем что-либо другое отдаляет их от рая. Понять это чрезвычайно важно. Расхождение христиан и мусульман во взглядах на личность Иисуса — один из факторов, определяющих различие между христианством и исламом. Самый большой камень преткновения, мешающий мусульманам обратиться ко Христу, — это категорическое отрицание Кораном Его божественности.

Аллах не имел ни жены, ни сына

В предыдущей главе мы видели, что Коран изображает Троицу в виде семьи, состоящей из Аллаха, Марии и Иисуса. По данному вопросу, а именно о том, что Иисус — Сын Божий, мнение Корана таково: если у Аллаха есть сын, значит Аллах должен иметь жену. Мухаммад, вероятно, мог рассматривать понятие «сын» только в человеческом, ограниченном смысле. Коран говорит:

Создатель внове небес и земли! Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги…

(Сура 6:101)

И Он — да превознесено будет достоинство Господа нашего! — не брал Себе ни подруги, ни ребенка.

(Сура 72:3)

По-видимому, Мухаммад неправильно понимал это учение, придавая ему исключительно плотский смысл, и не видел того, что необходимо знать мусульманам, а именно: духовное родство Бога и Христа подобно родству отца и сына. Это родство определяется тремя принципами.

1. Общая природа. Точно так же, как земные отец и сын — это человеческие существа, имеющие одну и ту же природу, так и небесные Отец и Сын имеют общую природу — божественную. В какой-то момент истории Сын принял образ человеческий и стал Иисусом Христом. Отец никогда «не брал Себе Сына» — они были таковыми от вечности и таковыми навеки останутся.

2. Власть Отца. Несмотря на общность природы, Отец имеет над Сыном власть, точно так же, как и земной сын, будучи таким же человеком, как и отец, тем не менее подчиняется его руководству. Вот почему, находясь на земле, Иисус допускал со Своим Отцом отношения господина и раба, как и сыновья подчиняются власти отца в совместном с ним деле.

3. Любовь Отца к Сыну. Имея над сыном власть, отец, однако, ощущает большую близость с ним, чем с любым рабом, и все, что имеет, в конце концов передает сыну. Сын Божий ничего не делает Сам, кроме того, что, как Он видит, делает Его Отец (Ин.5:19), и Отец любит Его (Ин.5:20) и открывает Ему все Свои замыслы, намереваясь однажды передать Ему власть, дабы все на земле почитали Сына так же, как чтят Отца (Ин.5:22-23).

Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, что Иисус есть Сын Божий. Вопрос этого родства следует рассматривать в духовном, вечном контексте. Это отнюдь не плотское, земное родство, как предполагает Коран.

Великий неискупимый грех в исламе

Мухаммад, по-видимому, считал веру в Иисуса как Сына Божия аналогом языческой веры арабов в то, что многие из их идолов, такие как ал-Лат, ал-Узза, Манат, были «дочерьми Аллаха». Идолопоклонство для пророка ислама было по сути богохульством, оскорбительным для самой славы Аллаха. Заблуждение пророка, вероятно, обусловлено средой, в которой он жил. Имея дело с верованиями арабов, Мухаммад критиковал противоречивую природу их убеждений. Они считали рождение дочери основанием для огорчений и позором (Сура 16:58-59). Как же они могли думать, что себе Аллах брал только дочерей, в то время как им, в соответствии с их предпочтениями, давал сыновей (Сура 43:16)! Что же касается христианской веры, то здесь пророк удовлетворялся категорическим отрицанием богосыновства Иисуса в стихах, подобных этим:

И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!

(Сура 9:30)

Они сказали: «Взял Аллах Себе ребенка». Хвала Ему, Он богат! Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Нет у вас на это никакой власти! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?

(Сура 10:68)

Это было очень серьезное обличение. Мухаммад считал, что говорить, будто Бог имеет Сына, — значит компрометировать Его славу, тогда как, согласно Библии, откровение Божьей благодати, милости и благости в предании Своего Сына на смерть ради нас — величайшее доказательство Его славы! В свидетельстве мусульманам необходимо подчеркивать эту великую истину, так как они прекрасно осознают необходимость чтить Божью славу превыше всего.

Самое ужасное заключается в том, что, отрицая божественность Иисуса, Коран отождествляет признание Его божественности с величайшим грехом в исламе — приписыванием Аллаху помощников, а это, согласно Корану, единственный неискупимый грех (Сура 4:48), который навсегда лишает мусульманина джанна ал-Фирдаус(райских садов). Апостол Иоанн писал своим современникам христианам, что, веруя в Сына Божия, они имеют жизнь (1Ин.5:13). В своем Евангелии он учил — всякий, кто не верует во имя Его, уже осужден, и только тот, кто верует в Иисуса как Сына Божия, будет спасен (Ин.3:18). Что для христиан единственный путь на небо, то для мусульман верный шаг в бездну.

Коран утверждает: поскольку Аллах не имеет помощников, Он не может иметь и сына. В одном месте, как мне представляется, он учит, что иметь сына — это не что-то абсолютно невозможное для Аллаха, Ему просто не приличествует иметь его (Сура 19:35). Вопрос, видимо, заключается в том, что именно прославляет Аллаха, и здесь перед христианами открывается прекрасная возможность для свидетельства. Иисус Христос явил славу Божью единственно возможным образом, иначе человек никогда не узнал бы ее.

1. Величайшее проявление Божьей любви к миру. Мы уже рассматривали этот вопрос в предыдущей главе. Ислам не имеет аналогов примеру жертвенной Божьей любви, проявившей себя в предании на смерть ради нашего спасения того, Кто был для Него самым дорогим существом, — Своего Сына. Если Он готов отдать за нас так много, то мы можем быть уверены, что в конце концов Он дарует нам все (Рим.8:32).

2. Совершенный пример смиренности Духа Божия. Мусульмане признают, что гордость — скверная черта характера. Если Бог так заботится о сохранении собственной славы — превыше всего Своего творения во всякое время (как, по-видимому, учит Коран), то кто может сказать, не сотворил ли Он все исключительно ради собственного господства над Своим творением? Когда Сын Божий пришел на землю, мы смогли засвидетельствовать удивительное смирение Бога. По праву обладая божественным образом, Сын не кичился Своим равенством с Отцом, но сделался ничем, став человеком и приняв образ раба. Более того, Он не остановился на этом, но смирил Себя еще больше и был послушен до смерти, даже такой позорной, как смерть на кресте (Флп.2:6-8). Библия ясно говорит о дне Господнем, который придет «на все гордое и высокомерное и на все превознесенное…» (Ис.2:12), и о том, что Господь пребывает «с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57-15). Только через Сына Божия можно познать этот аспект Божьей славы."
 (Джон Гилкрист "Бог или пророк?")
وَأَنَّهُ كَانَ يَقُولُ سَفِيهُنَا عَلَى اللَّهِ شَطَطًا 4. Говорил глупец среди нас на Аллаха чрезмерное.
وَأَنَّا ظَنَنَّا أَن لَّن تَقُولَ الْإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا 5. Мы думали, что никогда не будут говорить люди и джинны на Аллаха ложь. "Рассказы о джиннах и гулях, в существовании которых были убеждены все взрослые, несомненно, должны были производить сильное впечатление на наделенного воображением ребенка; Мухаммед до конца своих дней боялся темноты и спешил зажечь свет, заходя в темную комнату."
 (В. Панова Ю. Вахтин "Жизнь Мухаммеда")
Для любого христианского праведника немыслим суеверный ужас перед нечистой силой, которую они всегда побеждали с помощью молитвы.
وَأَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ الْإِنسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ الْجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقًا 6. Мужи среди людей прибегали к мужам среди джиннов, и они прибавили им безумия. "Кроме ангелов есть еще другие духовные существа, которых называют джиннами[28]. Джинны — это существа неангельской природы, они созданы из бездымного огня и разделены на два типа существ: есть джинны-мусульмане и джинны-язычники.

Каким образом возникло представление, что есть джинны-мусульмане? Однажды Мухаммед пошел проповедовать, когда он еще был в самом начале своего посланничества, в один из городов Аравии. Когда у него не было еще армии, он пытался свое Слово донести при помощи проповеди. И его прогнали. И он очень расстроенный возвращается обратно, и тут ему пришло откровение, что на самом деле он не зря ходил, потому что собрались джинны со всей Аравии, чтобы послушать его проповедь, и они приняли ислам. Таким образом, он свою миссию таки выполнил. Так вот был утешен Мухаммед. Так появилось представление о джиннах-мусульманах.

Джинны, в отличие от ангелов, являются существами, разделенными на два пола — мужской и женский. Они могут вступать между собой в браки, они могут вступать в браки с людьми. Например, в 2004 году была большая полемика в исламских газетах Татарстана по вопросу, допустимо ли по шариату официально заключать браки с джиннами! Почему? Не знаю, почему в Татарстане в 2004 году это была очень острая тема, но тем не менее это факт. Я сам своими глазами видел татарские газеты, которые этот вопрос подробно разбирают.

Джинны могут вредить человеку: душить его, наводить на него зло. Главой мятежных джиннов-язычников является Иблис, то есть сатана, шайтан. Иблис и его джинны будут наказаны в конце концов, они будут брошены в геенну вместе с теми, кто отверг ислам, согласно исламским представлениям.

Как оценить это представление? На самом деле это не просто какие-то байки, сказки, на самом деле это очень серьезное искажение духовных реальностей. Мир духов реально есть и действует, представление о нем искажается для того, чтобы человек не мог вести борьбу с нечистыми духами. Если джинна, простите, можно в ислам обратить — нет никаких ограничений, то почему бы с ним переговоры не повести?!

В исламе не существует систематической борьбы с миром злых духов. Считается, что Аллах сам защищает человека. Если человек бывает одержим, а в мире ислама это чрезвычайно распространенное явление (я своими глазами видел такую проблему в Ижевске, когда проповедовал там. Мусульманка в обморок упала. Начало ее трясти, когда Святое Евангелие процитировали), считается, что нужно прочитать Коран, и джинн уймется.

Кстати, этого не происходит, и поэтому мир ислама охвачен страшным страхом перед порчей. Если кто бывал в Турции или Египте, вообще на Востоке, наверное, заметили амулеты от сглаза. Причем к этому относятся достаточно серьезно: считается, что рукав Фатимы реально необходим человеку для того, чтобы каким-то образом защититься от нападения джиннов, а без этого человек никогда никаким образом не выберется. И поэтому мусульмане находятся в состоянии постоянной паники. С христианской точки зрения это действительно реальный факт — факт, основанный на том, что человек не защищен от насилия дьявола, находится под тенью смерти, не будучи защищенным святым крещением."
(Священник Даниил Сысоев "Ислам. Православный взгляд")
وَأَنَّهُمْ ظَنُّوا كَمَا ظَنَنتُمْ أَن لَّن يَبْعَثَ اللَّهُ أَحَدًا 7. Они думали, как думали и вы, что никогда Аллах не пошлёт никого.
وَأَنَّا لَمَسْنَا السَّمَاء فَوَجَدْنَاهَا مُلِئَتْ حَرَسًا شَدِيدًا وَشُهُبًا 8. И мы коснулись неба и нашли, что оно наполнено стражами могучими и светочами.
وَأَنَّا كُنَّا نَقْعُدُ مِنْهَا مَقَاعِدَ لِلسَّمْعِ فَمَن يَسْتَمِعِ الْآنَ يَجِدْ لَهُ شِهَابًا رَّصَدًا 9. И мы сидели около него на седалищах, чтобы слушать, но кто прислушивается теперь, тот находит для себя подстерегающий светоч.
وَأَنَّا لَا نَدْرِي أَشَرٌّ أُرِيدَ بِمَن فِي الْأَرْضِ أَمْ أَرَادَ بِهِمْ رَبُّهُمْ رَشَدًا 10. И мы не знаем, зло ли желалось для тех, кто на земле, или желал им Господь их прямого пути.
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَدًا 11. И есть среди нас благие, и есть среди нас те, кто ниже этого; мы были дорогами разными.
وَأَنَّا ظَنَنَّا أَن لَّن نُّعجِزَ اللَّهَ فِي الْأَرْضِ وَلَن نُّعْجِزَهُ هَرَبًا 12. И мы думали, что никогда не обессилим мы Аллаха на земле, и никогда не обессилим Его бегством.
وَأَنَّا لَمَّا سَمِعْنَا الْهُدَى آمَنَّا بِهِ فَمَن يُؤْمِن بِرَبِّهِ فَلَا يَخَافُ بَخْسًا وَلَا رَهَقًا 13. И мы, когда услышали про прямой путь, мы уверовали в него; а кто уверует в Господа своего, тот не боится обиды и безумства.
وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُوْلَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَدًا 14. И среди нас есть предавшие себя Аллаху, и среди нас есть отступившие; а кто предал себя, те пошли прямым путём,
وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا 15. а отступившие — они дрова для геенны“».
وَأَلَّوِ اسْتَقَامُوا عَلَى الطَّرِيقَةِ لَأَسْقَيْنَاهُم مَّاء غَدَقًا 16. А если бы они устояли прямо на пути, Мы напоили бы их водой обильной,
لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَمَن يُعْرِضْ عَن ذِكْرِ رَبِّهِ يَسْلُكْهُ عَذَابًا صَعَدًا 17. чтобы испытать их об этом; а кто отвращается от поминания Господа своего, того введет Он в наказание тягостное.
وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا 18. Места поклонения — для Аллаха, поэтому не призывайте с Аллахом никого!
وَأَنَّهُ لَمَّا قَامَ عَبْدُ اللَّهِ يَدْعُوهُ كَادُوا يَكُونُونَ عَلَيْهِ لِبَدًا 19. И когда поднялся раб Аллаха, взывая к Нему, то они готовы были собраться вокруг него густотой.
قُلْ إِنَّمَا أَدْعُو رَبِّي وَلَا أُشْرِكُ بِهِ أَحَدًا 20. Скажи: «Я взываю к Господу своему и не придаю Ему в сотоварищи никого!»
قُلْ إِنِّي لَا أَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلَا رَشَدًا 21. Скажи: «Я не распоряжаюсь для вас ни злом, ни прямым путем».
قُلْ إِنِّي لَن يُجِيرَنِي مِنَ اللَّهِ أَحَدٌ وَلَنْ أَجِدَ مِن دُونِهِ مُلْتَحَدًا 22. Скажи: «Меня не защитит от Аллаха никто, и я не найду помимо Него убежища» -
إِلَّا بَلَاغًا مِّنَ اللَّهِ وَرِسَالَاتِهِ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَإِنَّ لَهُ نَارَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا 23. кроме передачи от Аллаха и Его посланий. А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, для того — огонь геенны, в котором они будут вечно пребывать, -
حَتَّى إِذَا رَأَوْا مَا يُوعَدُونَ فَسَيَعْلَمُونَ مَنْ أَضْعَفُ نَاصِرًا وَأَقَلُّ عَدَدًا 24. пока они не увидят того, что было им обещано, и узнают они тогда, кто слабее по помощникам и меньше по числу.
قُلْ إِنْ أَدْرِي أَقَرِيبٌ مَّا تُوعَدُونَ أَمْ يَجْعَلُ لَهُ رَبِّي أَمَدًا 25. Скажи: «Я не знаю, близко ли то, что вам обещано, или Аллах установил для этого предел
عَالِمُ الْغَيْبِ فَلَا يُظْهِرُ عَلَى غَيْبِهِ أَحَدًا 26. — ведающий сокровенное; и не даст Он узнать сокровенное у Него никому,
إِلَّا مَنِ ارْتَضَى مِن رَّسُولٍ فَإِنَّهُ يَسْلُكُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ رَصَدًا 27. кроме тех, к кому Он соблаговолил как к посланнику, и тогда Он ведёт пред ним и позади его наблюдателя,
لِيَعْلَمَ أَن قَدْ أَبْلَغُوا رِسَالَاتِ رَبِّهِمْ وَأَحَاطَ بِمَا لَدَيْهِمْ وَأَحْصَى كُلَّ شَيْءٍ عَدَدًا 28. чтобы знать Ему, что они передали послания своего Господа. Он объемлет всё, что у них, и исчислил всякую вещь счётом».


Предыдущая:
<<71 Сура Нух
Сура 72, Аль-Джинн Следующая:
73 Сура Аль-Муззаммиль>>

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114

Просмотры
Личные инструменты
Инструменты